Адрес Центра

г. Москва, ул. 3-я радиальная 6с1

Контакты

+7 (499) 725-46-81; zar@social.mos.ru

Время работы

Пн.-Пт.: 08:00 - 17:00
Социально-средовая ориентация.

Социально-средовая ориентация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов. Цель: обучение социальным навыкам, персональной сохранности, социальному общению, социальной независимости.

Основные разделы программы:

— Этикет и культура общения;

— Культура поведения;

— Воспитание нравственности;

— Поло-ролевое воспитание.

Данный процесс включает умение определить свои жизненные планы и перспективы, сделать выбор относительно профессионального становления, умение устанавливать межличностные отношения, владение способами достижения поставленных целей в соответствии с устоявшимися социальными нормами.

Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности.

Немаловажное значение имеют обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и умений в различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации. Причём социально-средовая ориентация может быть развита как у отдельной личности, так и у группы.

Социально-бытовая адаптация.

Социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения).

Социально-бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное значение, так как в ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни.

Большое значение имеют приспособление жилища инвалида к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания. Здесь важны индивидуальный подход к инвалиду и творческие решения со стороны среднего обслуживающего персонала в деле изготовления различных приспособлений, упрощающих самообслуживание. Инвалид должен быть также обеспечен индивидуальными техническими средствами реабилитации и приспособлениями, которые облегчают передвижение, ориентацию, общение.

Важно также обучение и просвещение членов семьи инвалида по различным вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации. Родственников и лиц, оказывающих помощь инвалиду, необходимо обучать пользоваться техническими средствами, особенно предназначенными для облегчения ухода за инвалидом.

Социально-бытовая адаптация состоит из следующих элементов: самообслуживания, самостоятельности передвижения, трудовой деятельности, подготовленности к работе с бытовой техникой и средствами связи.

Самообслуживание предполагает автономность личности в организации сбалансированного питания, способность выполнять повседневную бытовую деятельность, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетающий трудовую активность и отдых.

Самостоятельность передвижения — это автономность личности при перемещении в пространстве, знание назначения транспортных средств для достижения своих целей в рамках выполнения бытовой, общественной, профессиональной деятельности, ориентирование на местности, знание общих закономерностей организации инфраструктуры любого населенного пункта.

Включение в трудовую деятельность предполагает развитие готовности, внутренней мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости. Формирование способности к труду предполагает создание условий в семье, учреждении социального обслуживания населения, обеспечивающих приобретение социального опыта, поощрение активности личности в освоении умений и навыков, обеспечивающих последующую самореализацию клиента и успех в будущей профессиональной деятельности. Клиент должен уметь осознавать личностную и общественную значимость своего труда, что также обеспечивает достижение самореализации. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, должен вложить собственные ресурсы с целью обеспечения жизнедеятельности. Без активизации ресурсов клиента социально-экономическая помощь любого вида приводит к иждивенчеству.

Сформированная таким образом социально-бытовая адаптивность клиента предполагает развитие у него способности автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, социально-экономическую независимость от государственных учреждений, готовность изменить быт, профессиональную деятельность в соответствии с меняющимися эстетическими, познавательными потребностями и потребностями в самоактуализации.

Последовательность формирования социально-бытовой адаптивности определяется следующими этапами.

Первый этап. Проведение социальной диагностики. Специалист по социальной работе определяет уровень готовности клиента к трудовой деятельности, самообслуживанию, социально-экономической независимости.

Второй этап. Сопровождение клиента для достижения автономности в организации быта. На данном этапе происходит развитие или восстановление после утраты санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики, умения координировать свои движения.

Третий этап. Сопровождение клиента для достижения автономности при перемещении в пространстве. Специалист по социальной работе с помощью индивидуальных форм и занятий в группе продолжает способствовать укреплению навыков самообслуживания и личной гигиены.

Четвёртый этап. Сопровождение клиента для достижения его автономности в трудовой деятельности. В соответствии с внутренней мотивацией клиента необходимо создать соответствующие условия в учреждении социального обслуживания либо через сотрудничество с промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, фирмами. Трудовая деятельность обеспечивает самореализацию клиента, предполагает результат и способствует возникновению ощущения радости от выполненной работы. В зависимости от степени занятости, вида трудовой деятельности возможна оплата его труда.

Приоритетными формами проведения социально-бытовой адаптации являются занятия-практикумы, организуемые в условиях учреждения социального обслуживания населения, а также экскурсии. Их необходимо организовывать таким образом, чтобы клиенты не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли сами совершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что, социально-бытовая адаптация имеет конечной целью приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе «инвалид». В этом процессе участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку с изменившимися физическими возможностями к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни. Социально-бытовая адаптация проводится с учетом индивидуальных особенностей клиента. При построении занятий-практикумов специалист основывается на имеющемся уровне развития способности клиента автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, способности выполнять повседневную бытовую деятельность, самостоятельно организовать свой режим дня, а также приобретать опыт трудовой деятельности.

Социально-педагогическая реабилитация.

Социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы.

Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.

Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности.

Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Восстановление гармоничных отношений с, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Социально-психологическая реабилитация.

Социально-психологическая реабилитация — это система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушений психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, а также лиц, перенесших заболевания, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений и условий жизни.

Основными принципами психологической реабилитации являются: принцип партнерства; принцип разноплановости предпринимаемых усилий; единство психологических, социально-психологических и социальных методов воздействия; постепенность и ступенчатость реализации реабилитационных мероприятий; достижения улучшения им стабилизации психологического здоровья больного.

Для инвалидов существуют следующие услуги по социально-психологической адаптации.

Это:

— консультации, направленные на разрешение любых задач социально-психического характера;

— детальная диагностика;

— коррекция поведения и восприятия мира;

— терапевтическая помощь;

— тренинги;

— профилактические групповые занятия.

В настоящее время реабилитационные проблемы решаются как бы в двух плоскостях: изучения всего спектра требований к инвалидности и изучения возможностей общества удовлетворить потребности инвалидов.

Методы реабилитации инвалидов носят разноплановый характер. Главное содержание методики реабилитации заключается в опосредовании через личность лечебно-восстановительных мероприятий и воздействие с учетом клинико-биологических, психологических, а также социальных факторов в процессе соматогенеза. Одной из главных задач реабилитации является обучение инвалидов воспринимать заболевание и превратности жизни таким образом, чтобы они не приводили к разочарованию и бездеятельности и не препятствовали достижению своих целей.

Реабилитационный процесс можно разделить на несколько этапов: восстановительный (лечение); собственно, реабилитации и реадаптации.

Для успеха организации реабилитации должна быть создана соответствующая психотерапевтическая атмосфера вокруг инвалида в его семье, в среде его близких. Социальный работник, оказывая помощь инвалиду, одновременно обязан психологически влиять и на родственников. Также следует постоянно уточнять психологическую настроенность инвалида, для чего регулярно беседовать с родственниками и знакомыми, умело использовать данные наблюдения.

Психологическая часть реабилитационного процесса начинается с преодоления отрицательных реакций и психологической мобилизации. Особое внимание в психореабилитационной работе уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессионально- и социально-адаптивных качеств личности.

При этом следует учитывать отношение инвалидов к психологическим методам работы. В одном случае наблюдается положительное отношение инвалида к приемам и способам психотерапии, в другом – отмечается пассивно-созерцательное отношение к психологу и его работе, в третьем – может иметь место неустойчивое, изменчивое отношение, вплоть до негативной реакции на требования и пожелания психотерапевта.

Реадаптация предполагает восстановительный процесс, обеспечивающий больному полное приспособление к условиям жизни до того уровня, в котором он пребывал до болезни.

Социально-медицинская (медицинская) реабилитация

Социально-медицинская (медицинская) реабилитация — это комплекс медицинских мер, направленных на преодоление ограничений жизнедеятельности человека со сложившимися, стойкими, часто необратимыми, патологическими изменениями, нарушениями функций органов и систем.

К медицинской реабилитации относятся все виды вмешательств, направленных на:

— восстановление функций органов, систем и организма в целом;

— профилактику и ликвидацию осложнений и рецидивов заболеваний;

— общее физическое состояние,

— функционирование нервной системы;

— функционирование сердечно-сосудистой системы;

— функционирование дыхательной системы;

— функционирование опорно-двигательного аппарата;

— развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных навыков.

Главной целью социально-медицинской реабилитации является не устранение признаков болезни и не сам больной, а максимальное восстановление общего состояния и нарушенных функций до оптимального социально приемлемого уровня. Нарушенные функции могут быть:

-·полностью восстановлены (когда удаляется зоб, функция щитовидной железы полностью восстанавливается; когда удаляют одну почку, вторая берет на себя ее функцию и т.п.);

-·компенсированы (когда человек не может работать кистью из-за ожоговых рубцовых изменений, он приспосабливается выполнять всю работу другой рукой; когда человек страдает ишемической болезнью сердца, развивается коллатеральное кровообращение, обеспечивающее питание миокарда и дублирующее работу пораженных сосудов);

-·заменены (при этом функции не восстанавливаются, как, например, при пластической операции по восстановлению дефекта лица, при установке протеза глаза, руки и т.д).

Методами социально-медицинской реабилитации являются:

-· реконструктивная хирургия, которая проводится с целью восстановления анатомической целостности и физиологической состоятельности организма (состоит из косметологических методик, органозащищающей и органовосстанавливающей хирургии);

-· восстановительная терапия, проводимая на этапе выздоровления или ремиссии с целью восстановления или компенсации нарушенных функций человека, сниженных в результате болезни или травмы, вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, улучшения трудовых функций либо возвращения дееспособности (включает в себя фармакотерапию и лечение средствами народной медицины, диетическое питание, лечебную физкультуру, массаж, мануальную терапию, физиотерапию, рефлексотерапию, механотерапию, трудотерапию, логопедическую помощь, санитарно-курортное лечение);

-· ортезирование, представляющее собой компенсацию частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функций;

-· протезирование, которое проводится с целью замены частично или полностью утраченного органа искусственным эквивалентом (протезом) с максимальным сохранением индивидуальных особенностей и функциональных способностей человека.

Медицинская реабилитация раньше была единственным направлением реабилитации инвалидов, направленным на излечение инвалидизирующего заболевания и восстановления нарушенных функций методами медицины. Но когда выяснилось, что эффективность реабилитации, относящейся только к физическому и психическому состоянию самого инвалида, довольно низкая, стали учитывать воздействие окружающей социальной среды на инвалида. Стало понятным, что недостаточно концентрироваться на исправлении анатомо-физиологических нарушений, необходимо уделять внимание и на коррекцию нарушений взаимодействия между человеком и окружающей средой. Поэтому современная социально-медицинская реабилитация направлена на восстановление не только нарушений в организме человека, но и на восстановление его социально-ролевых функций в условиях ограниченной свободы.

С другой стороны, нельзя игнорировать или недооценивать важной медико-биологической составляющей социально-медицинской реабилитации, ибо именно последствия болезней, травм или дефектов становятся причиной ограничения проявлений социальной активности и требуют медицинских мер преодоления. Но эффективность социально-медицинской реабилитации следует все же рассматривать с точки зрения не улучшения показателей функционирования органов и систем, а расширения социального функционирования.

По данным Министерства здравоохранения России потребность в социально-медицинской реабилитации в современных условиях возрастает по причине ухудшения экологии, распространения девиантных форм поведения и нравственной деградации, роста нервных, психических заболеваний, травм, посттравматических стрессовых расстройств.

В связи с этим государство принимает ряд мер, направленных на развитие системы социально-медицинской реабилитации:

-· совершенствует нормативно-правовое обеспечение в сфере социально-медицинской реабилитации («Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993), Указ Президента РФ о совете при президента Российской Федерации по делам инвалидов от 17.12.2008 № 1792, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1121 о внесении изменений в правила признания лица инвалидом и др.).

-· развивает инфраструктуру социально-медицинской реабилитации (отделения восстановительного лечения в поликлиниках и больницах, центры и больницы физиотерапевтического и восстановительного лечения, санаторные учреждения, центры медицинской и социальной реабилитации, кабинеты восстановительного лечения в специализированных школах, центры восстановительной терапии для инвалидов военной службы, центры патологии речи и нейрореабилитации, центры лечебной физкультуры, мануальной терапии).

-· развивает научно-методические основы социально-медицинской реабилитации (ими занимаются такие ведущие научно-исследовательские и научно-практические центрах страны, как Многофункциональный центр восстановительного лечения Минздрава России, Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздрава России, Институт медицинской реабилитации в Санкт-Петербурге, Межгосударственный НИИ реабилитации участников войн в Санкт-Петербурге, Институт курортологии и физиотерапии в Сочи).

Тем не менее, существует еще очень много реальных и перспективных проблем и направлений развития социально-медицинской реабилитации граждан РФ, что заставляет утверждать о том, что единая развитая система социальной реабилитации до сих пор не сформирована.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт — это мероприятия, осуществляемые организаторами физкультурно-оздоровительных мероприятий для привлечения разных групп населения к занятиям физической культурой.

К числу наиболее приоритетных программ в настоящее время относятся связанные со здравоохранением, развитием спорта и повышением физической культуры. Физкультура и спорт, как показали посвящённые этому специфические исследования, существенно улучшают стойкость человеческого организма к агрессивным внешним факторам, с которыми каждый из нас сталкивается с нежелательной регулярностью. Проведение специализированных событий позволяет укрепить здоровье каждого гражданина и повысить свойственную ему работоспособность в целом.

Спортивно-оздоровительные мероприятия становится особенно важным вопросом в силу ухудшения экологической обстановки, изменений условий жизни. Играют роль социальные и экономические факторы, кризисы и проблемы, с которыми вынуждены сталкиваться люди в повседневности. Все это негативно воздействует на здоровье всякой отдельно взятой персоны, а значит, ухудшает прогнозы будущего, снижает возможность счастья в целом в ближайшей и отдалённой перспективе. Негативные факторы, влияющие на людей, – это взаимосвязанный комплекс. В силу повышенных нагрузок люди теряют способность адаптироваться к условиям, что приводит к нарушению нервной активности и психики.

Для сглаживания перечисленных отрицательных факторов и их влияния на понижение трудоспособности населения прибегают к организации массовых оздоровительных и спортивных мероприятий. События такого рода позволяют повысить двигательную активность отдельно взятых персон разных половых и возрастных групп. У людей улучшается состояние здоровья, многие находят для себя новое и интересное, что возрождает интерес к жизни и помогает отказаться от вредных привычек, упрощает борьбу со стрессовым воздействием мира, в котором мы живём.

Спортивно-оздоровительные мероприятия – один из методов развития внимания и восприимчивости, стойкости, наблюдательности. Исследования показали, что физкультура повышает способности к интеллектуальной работе. Профилактика, оздоровление, связанные со спортом, двигательной активностью, обусловлены активизацией метаболизма. Человек, регулярно участвующий в мероприятиях, практикующий физкультуру дома, усиливает двигательный аппарат, укрепляет кости, улучшает свои шансы дожить здоровым до самого почтенного возраста. Нужно понимать, что даже совершенная медицина не сможет предупредить все без исключения заболевания, избавить от уже имеющихся. Наилучшие прогнозы на долгую и здоровую жизнь у тех, кто активен в повседневности, закаливается и практикует спорт, следит за собственной гигиеной, правильно питается и гармонично живёт.

Социокультурная реабилитация

Социокультурная реабилитация инвалидов — это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.

В рамках социокультурной реабилитации инвалидов реализуется досуговая реабилитация. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга. Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют проживающих интерната и по возможности организовать их реализацию.

Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала проживающего. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия. Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

Основные виды социокультурной реабилитации.

Массовые культурно-развлекательные мероприятия – театральные постановки, музыкальные концерты, танцевально-музыкальные вечера.

Массовые культурно-просветительские мероприятия – информационные беседы, литературные вечера, просмотр кинофильмов по различным тематикам.

В интернате представлен широкий спектр творческих кружков по различным направлениям:

⚛ Танцевальный кружок;

⚛ Вокальный кружок;

⚛ Литературный кружок;

⚛ Театральная студия;

⚛ Кружок по бисероплетению и вышиванию;

⚛ Художественный кружок.

Выездные культурно-массовые мероприятия – выступление с собственными театральными постановками и музыкальными концертами на различных площадках города Москвы.

Выездные экскурсионно-познавательные мероприятия – посещение различных музеев, парков, достопримечательностей города Москвы.

Также в интернате организуются тематические выставки, на которых проживающие демонстрируют результаты своего труда.

Профессиональная реабилитация

Профессиональная реабилитация — это система мер, направленных на подготовку человека к профессиональной деятельности, восстановления или получения профессиональной трудоспособности путем адаптации, реадаптации, обучения, переобучения или переквалификации с возможным последующим трудоустройством и необходимым социальным сопровождением с учетом личных склонностей и пожеланий лица.

Основная цель профессиональной реабилитации — обеспечить инвалиду возможность получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать его социальной интеграции, достижению материальной независимости или повышению доходов и возможности самообеспечения. Профессиональная реабилитация способствует повышению социального статуса и защищенности не только инвалида, но его семьи. Профессиональная реабилитация с последующим трудоустройством инвалидов выгодна и всему обществу. Средства, вложенные в профессиональную реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений как следствие трудоустройства инвалидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в большей степени.

Несмотря на актуальность проблемы профессиональной реабилитации инвалидов и множество нормативных актов по рассматриваемому вопросу, их совокупность в целом не позволяет решить задачи, поставленные Российским государством и между­народным сообществом, по предоставлению инвалидам равных в сравнении с другими категориями населения возможностей получать профессиональное образование и трудиться.

Профессиональная реабилитация представляет собой комплекс разноплановых мероприятий, которые в зависимости от состояния здоровья инвалидов, их физических возможностей, образования, наличия или отсутствия трудовых навыков решают разные задачи.

Основу разработки программы профессиональной реабилитации составляют: оценка вида и степени ограничений жизнедеятельности, в том числе способности к обучению.

Различают три степени ограничения способности к обучению:

✔ I степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса или с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц;

✔ II степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;

✔ III степень — неспособность к обучению.

Оценка «профессионально-трудовой» составляющей реабилитационной программы, включающая определение характеристик интегральной реакции организма инвалида на трудовую деятельность, оценку их значимости для трудовой деятельности и возможности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду путем поддержки адекватного состояния, разработки стратегии трудовой деятельности.

Оценка общего и профессионального образовательного статуса инвалида, включающая комплексный анализ социальных характеристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности, а также определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения, его профессионально значимым физиологическим, психофизиологическим и психологическим качествам и определение развития в процессе обучения профессионально важных сенсорных, моторных и мыслительных навыков.